Возникновение тентовой архитектуры как явления, характеризующего логику развития архитектуры на рубеже ХХ и ХХI веков, обусловлено прежде всего интересом к новому, нетрадиционному взаимоотношению материала – конструкции – композиции и формообразования, более адекватно отвечающему современным потребностям и возрастающей динамичности общества, ускоренным темпам научно-технического прогресса, расширением географии приложения его результатов, и в итоге – изменениями во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в архитектуре.
С помощью стержне-вантовых систем, висячих оболочек, сеток из тросов, как оказалось, можно перекрыть план любой конфигурации. Висячие типы тентовых сооружений обладают большой композиционной вариантностью. Провисающая, выгнутая линия покрытия придает очертаниям здания динамизм, острую прорисовку силуэта, необычную трактовку деталей фасада, опор. Опора, одна из основных частей тентового сооружения, как правило, легкая, решетчатая, обычно утончается кверху подобно античной колонне, получая необходимую стройность. Вверху сооружения сходятся ванты, поддерживающие оболочку покрытия, или сама вершина оболочки неповторяемой линией сливается с центром крепления ажурной опоры. Использование свойства металла работать на растяжение позволило создать легкие подвесные тентовые конструкции, которые способны перекрыть пространства в сотни метров при минимальном количестве опор (а подчас и без них). На этой основе и возникла принципиально новая архитектурная форма, отличающаяся легкостью, изяществом, воздушностью.
Тентовые конструкции пространственные структуры, обладающие новыми, в том числе и уникальными формами, геометрические размеры которых практически не ограничены, сегодня уже нельзя рассматривать как сугубо инженерные объекты: легкие, пропускающие дневной свет и разнообразно, сценографически продуманно, подсвеченные ночью, они изменили роль и понимание архитектурной формы, создали виртуальное ощущение необыкновенной свободы, простора интерьера, его раскрытости окружающему пространству и ландшафту, слитности с ним. Например, самый крупный и высокотехнологичный ботанический сад в мире «Эдем», расположенный в Корнуолле, Великобритания. Главный архитектор Николас Гримшоу спроектировал помещения для сада в форме ряда геодезических куполов, круглых в основании. Всю конструкцию собрали вручную всего за 18 месяцев. Тропический биом (сочленение нескольких куполов) с габаритами 240 × 110 × 55 м стал самой вместительной оранжереей мира. Под его куполами разместились бы лондонский Тауэр и Букингемский дворец.
Еще одно тентовое сооружение, расположившееся в Великобритании (в Лондоне), настолько грандиозно, что его видно из космоса. Архитектор Ричард Роджерс проектировал «Купол тысячелетия» так, чтобы здание стало символом новой эпохи: купол с диаметром окружности 365 метров поддерживают 12 колонн. А расположение сооружения возле нулевого меридиана на полуострове Гринвич как бы ставит его вне пространства. Постройка занимает площадь восемь гектар и представляет собой выпуклый белый купол, похожий на яичную скорлупу. Крыша выполнена из стекловолокна с покрытием из тефлона и имеет меньший вес, чем весь воздух внутри сооружения. На сегодняшний день это грандиозный развлекательный комплекс, вместивший в себя концертную площадку на 20 тысяч зрителей, кафе, рестораны, музеи и спортивные площадки.
Одним из символов нового Берлина стал Центр «Sony» с «парящим» куполом. Он был построен по проекту архитектора Хельмута Яна и имеет семь этажей общей площадью 26 тысяч кВ. м. Вокруг него создан целый архитектурный комплекс с развлекательной, торговой, деловой и жилой зонами. Центр «Sony» образует по форме треугольник, на вершине которого находится Бантауэр (BahnTower) высотой 103 метра. Помимо этого, в состав комплекса входят ещё три высотных здания. Шатровая крыша Центра – выдающееся инженерное решение. Она закреплена на стальном кольце, лежащем на окружающих зданиях, и призвана символизировать святую для японцев гору Фудзияму(«Sony» − японская корпорация – прим. ред.).
Тентовая архитектура – это не только и не столько стилевое явление, это новый способ физического формирования и понимания архитектурно организованного пространства. Наш мир всё больше ускоряется и всё динамичнее меняется, хотим мы этого или нет. Одно из следствий этого процесса − развитие и архитектурное признание тентового строительства, которое может дать возможность создавать легко видоизменяемый мир архитектуры, включающий быстровозводимые сооружения, открытые к трансформации в любом контексте.