Аниш Капур (Anish Kapoor) – индийский художник-перфекционист, экспериментирующий с материей и формой в попытке «сенсорной активации» момента эстетического и физического шока. Пушка, стреляющая «кровавыми» комьями смолы, угол белоснежной стены, пропадающий в кромешную тьму угольного пятна, или отштукатуренная плоскость неожиданно проваливающаяся вовнутрь идеально выверенным шарообразным дуплом… В 2011 году для ежегодного артистического форума Monumenta («Монумента»), организованного французским министерством культуры и коммуникации, Капура разработал масштабную пластическую установку «Левиафан», которая по словам автора отсылает к книге английского философа-материалиста XVII века Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Аниш Капур показал многочисленным посетителям своё видение библейского морского чудовища. Под стеклянным куполом парижского Большого Дворца на 13,5 тысячах кв.м. он разместил гигантскую крестообразную надувную конструкцию из плотной тентовой ткани, прорезанной по внешней стороне. Чудовище покрыто тёмно-фиолетовой «кожей». Внутрь сквозь просвечивающиеся красные стены виден силуэт перекрытий дворца.
Три полых надувных сферических объема (соединенные между собой 35-метровых надувных шаров), в центре соединены 4-ым объемом эллиптической формы. Высота инсталляции достигает 35 метров, лишь немного доходя до стеклянной крыши дворца, а общая длина составляет почти 100 метров – «Левиафан» буквально заполнил собой всё окружающее пространство. Автор попытался создать максимально простую и в то же время выразительную инсталляцию, используя один объект, одну форму и один цвет.
«Мне кажется, что я работал над ним почти с 20 лет, - говорит художник. – Эта скульптура – полное погружение в неведомое физическое и умозрительное измерение. Как только вы внутри, в гигантском шаре, куда просачивается свет и падает графическая тень перекрытий, вы дезавуированы, брошены в беспредельное космическое пространство. И только находясь вне структуры, вы можете идентифицировать форму этого объекта. И насыщенный красный (фигурирующий во многих проектах Капуры – ред.) напоминает нам о цвете, что пульсирует в наших глазах ночью – непостоянный и монохромный красный создает более мрачные в психологическом и физическом отношении тени, чем черный или синий». Аниш Капур создал пространство в пространстве, в котором посетители смогут окунуться в мир однородного цвета. Теннисный корт.
Скульптор надеется не оставить людей равнодушными и дать им пищу для размышления на вопрос – так что же мы думаем мы на самом деле знаем об искусстве, о наших телах и о своём происхождении. Возможно, однажды, побывав в красном утробе Левиафана и найдя путь наружу, человек осознает ценность свободы и жизни.